Акварельный мастеркласс

"Константин, Вы могли бы провести на этом форуме виртуальный "мастер-класс"?
Может быть просто словами про основные этапы работы на примере, скажем,
"Ночного трамвая" или "Мелодии Петербурга". Так как вы пишете, мы все равно не сможем.
Может быть когда то наработается свой почерк. Но с Вашей помощью
это быстрее произойдет."

Из переписки на форуме сайта "Акварели Невской Волны"


Разберём близкий мне городской пейзаж...
Я так много писал Петербург, что мне необязательна натура или фото...
Замочив лист по способу, указанному в сообщении №5, даю просохнуть ему сверху или подсушиваю феном.
Затем наношу кистью рисунок (обычно пользуюсь слабым раствором охры )В общем, рисунок не обязателен, потому что он проецируется на лист «внутренним взором». С другой стороны, эти штрихи - разновеликие и разнозначные векторы, которые определяют дальнейший ход кисти
К тому же, такой рисунок, при определённых условиях, может играть и технологическую роль («активный рисунок»)

По окончании, проверяю равномерность влажности нижней поверхности листа, и, если есть сухие места, увлажняю их. В противном случае лист во время работы может деформироваться в самых неподходящих местах, а красочный слой, после высыхания, покроется пятнами.
Теперь можно брать в руки флейц. Начинаю с неба, со светлых тёплых тонов.
Дальние планы перекрываю небесами (единство общего цветового строя и подготовка к их сырому исполнению, которое усиливает перспективное восприятие, о чём я упоминал в №41 )

Тут же определяю часть тональностей дальних и средних планов, тёплое – ближе, холодное - дальше.
Значимые «резерважи» (белое) делаю «в обход» или «проскакиванием». Если есть надобность, необходимые места высветляю отжатой беличьей кистью по непросохшему слою. Высветлением «мелочей» можно заняться и потом (синтетич. кисть, процарапывание, выскребание, и т.п.)
Затем пишу воду (кисти дифференцируются по размеру, краска по тону для создания подобия пространства)
После воды (зачастую), увлажнение дальних планов готово для работы «по-сырому»
Таким образом, в данной технике присутствует как «сухое», так и «сырое» начала.

Более того, если использовать предварительную заливку листа градиентным или тонирующим слоем,
появится и «лессировочная» составляющая.
Средние и ближние планы обрабатываем «модульными» кистями, в зависимости от подсыхания бумаги (здесь главное не ввязаться в излишнюю деталировку важнее соблюдать плановую градацию «жёсткости» мазка) Первый план, в данном случае, играющий «стаффажную» роль, обрабатываем напоследок (кулисы в театре не основная, хотя и большая по размеру деталь)

Если бы я выполнял эту работу без рисунка, то первыми были бы нанесены мазки парусов и часть корпуса корабля.
NB, Данная методика может быть применима не только в пейзаже.
И главное, подпишите работу, тогда она чего-то будет стоить. biggrin
ARCHES 300 grain fin (обратная сторона), 28х56


Больше здесь