Мастер-класс: мозаичное панно "Цветы":
1. Эскиз для панно 40 х 40 см
2. Кусачки для мозаики
3. Самоклеющаяся ткань или бумага размером 1,0 х 0,5 м
4. Пинцет
5. Щетка и совок.
6. Мозаика разных цветов и фактур:
a. Цветки, крылья бабочки: одноцветная непрозрачная стеклянная мозаика, цвета: желтый, светло-оранжевый, темно-оранжевый;
b. Контур цветков и крыльев бабочки: бензиновая смальта, цвет: фиолетовый;
c. Другие элементы бабочки: 2 золотых чипа для украшения крыльев и 1 голубой чип для головы (могут быть заменены на 2 круглых бусины или аналог)
d. Стебли и прожилки листьев: одноцветная непрозрачная стеклянная мозаика, цвет: черный;
e. Листья: прозрачная стеклянная мозаика с добавлением авантюрина, цвета: зеленый, темно-бирюзовый;
f. Фон: бензиновая смальта, цвет: бежевый;
g. Контур панно: одноцветная непрозрачная стеклянная мозаика, цвет: темно-красный.
Для монтирования панно на стене или другой поверхности:
7. Клей для мозаики (сухая смесь), белый.
8. Фуга для затирки швов (сухая смесь), цвет: бежевый.
Техника безопасности при работе со стеклом
1. При желании пользуйтесь защитными очками и перчатками.
2. Если вы работаете на кухне, накройте или уберите еду и напитки.
3. Хорошо проветривайте помещение во время и после работы.
4. Не позволяйте посторонним, особенно детям и домашним животным, приближаться к вам в момент, когда вы колете мозаику.
5. Не собирайте руками осколки стекла, используйте для этого совок и щетку.
6. После каждого занятия мозаикой тщательно пропылесосьте рабочее место.
7. Храните мозаику в месте, недоступном для детей и домашних животных.
Советы начинающим
1. Защитный слой с самоклеющейся основы удалять только в рабочей части, оставляя основную площадь закрытой. Это позволяет предохранять работу от осколков и загрязнений, а также дольше сохранить клеящую способность основы.
2. Пинцет нужен для очистки работы от осколков, выравнивания отдельных кусочком и вставки очень мелких элементов.
3. Средние и крупные осколки не выбрасывайте до конца работы, они могут пригодиться в работе.
4. Подкалывать чип удобнее посередине перпендикулярно насечкам.
5. Фон желательно выкладывать таким образом, чтобы швы не совпадали.
* * *
Стеклянная мозаика поступает в продажу наклеенной на листы бумаги или пленки, при этом на одном листе располагаются 15 х 15 чипов стандартного размера 2 х 2 см. «Бензиновая» смальта выпускается чипами 1,5 х 1,5 см. Избавиться от бумаги, на которую наклеена мозаика, можно, поместив лист в горячую воду.
В нашей работе мы использовали стандартные размеры чипов и применили технику прямого набора (мозаика выкладывается лицевой стороной вверх).
Шаг 1. Разместите контурный рисунок на столе,
Начинать выполнение рисунка нужно с его основных элементов, в нашем случае - с цветов. Снимите защитный слой с небольшого участка основы (примерно10 х 10 см) и начните выкладывать самый крупный цветок с его середины, подкалывая каждый чип до нужной формы и хорошо прижимая его к клейкой основе. Вы можете выкладывать мозаику, не оставляя зазоров между кусочками, а можете оставлять небольшие швы толщиной около 1 мм. Главное, чтобы единый стиль швов был соблюден во всей работе.
Начинать работу над каждой веткой нужно со стебля и прожилок листьев, после чего вам останется только заполнить площадь каждого листика зеленой или бирюзовой мозаикой. Сочетания этих двух цветов на листьях вы можете варьировать по своему желанию. Мы придерживались принципа светотени, поэтому для верхних (как бы освещенных) половинок листьев использовали более теплый зеленый тон, а для затененных половинок – более холодный бирюзовый.
Шаг 10. Если вы дошли до этого этапа, примите самые искренние поздравление, т.к. вы проделали большую и трудоемкую работу и научились делать художественную мозаику. Все что вам осталось – это выложить фон. Этот завершающий этап принесет вам большое удовольствие, т.к. техника укладки фона, которую мы выбрали, - одновременно простая и увлекательная. А самое главное, - на ваших глазах отдельные разрозненные элементы вашей работы будут очень быстро превращаться в произведение искусства.
Фон выкладывается горизонтальными линиями, при этом работа ведется параллельно от верхнего и нижнего краев бордюра, соединяясь в середине панно.
Шаг 11. Третий ряд фона может быть начат справа налево, или опускаться вниз, или начинаться с небольшим отступом от края. С какой частотой делать «волны» - дело вашего вкуса, главное, чтобы в чередовании линий присутствовало некоторое разнообразие, оживляющее всю картину.
Панно готово. Для наклеивания его на жесткую основу (стену или лист фанеры) используйте сухой клей для мозаики.
После полного высыхания клея можно затереть швы специальной фугой для швов (в данном случае - бежевого цвета), а если швы у вас получились очень тонкие, то можно их не затирать вообще, - в настенных мозаичных панно это допустимо!
Автор мастер-класса: Юлия Вахрушева
Еще мастер-классы по мозаике здесь: http://kumikosan.narod.ru/design_text.html