Глиняные игрушки для игры

Хорошо ребенку, если родители умеют рисовать и лепить! А если нет? На самом деле, такого не может быть, потому что на уровне ребенка умеет рисовать и лепить каждый взрослый. По крайней мере, может научиться. Главное -- понять, что лепим и рисуем мы не для эстетического результата, а для игры, для переживания чувств и ситуаций. Рисуем и лепим быстро, неаккуратно, но понятно.

Два года назад, примерно в это же время года, я выложил в этом сообществе и своем журнале несколько мастер-классов по лепке бревенчатого дома, его жителей, дерева с обитателями, Винни-Пуха с Пятачком, обитателей леса, панельного дома, замка, миски и кувшина. Теперь пора писать продолжение сериала. На этот раз займемся деревенскими домашними животными. Они не привязаны ни к какой сказке, можно ведь играть просто в деревню. А можно использовать это пространство и персонажей в разных сказках, самый очевидный пример -- "Простоквашино".



Итак, лошадь, корова, свинка, овечка. Основной принцип, как и раньше -- простая обобщенная форма, которая может быть использована в любой игре. Лепим грубо, потому что (1) в игре все равно всё будет поломано, (2) ребенок не должен пугаться, что он так не сможет слепить. При этом у каждого персонажа есть несколько простых характерных черт, которые позволяют его сразу опознать.


Из предыдущих серий вы можете узнать, как я предлагаю создавать образ хозяина (человека мужеска пола) и хозяйку (любого возраста и комплекции).


  

... а также бревенчатое строение (хлев) и собачку Жучку.

 

Теперь займемся лошадью. Как обычно, обозначаем и вытягиваем куски глины в тех местах, где будет голова и четыре ноги. У лошади характерная черта -- длинная выгнутая шея, так что на голову закладываем побольше массы. Потом удлинняем ноги и выравниваем шею-голову. Добавляем хвостик по вкусу.

 

Верхнюю часть шеи заворачиваем вперед -- это голова. Она заметно сужается к носу. Делаем шею немного поэлегантнее -- убираем лишнее снизу и добавляем сверху, и вытягиваем острые уши. Зад должен быть чуть скошен назад, так лошадь меньше похожа на собаку.

  

Что уж точно сделает из любого зверя лошадь -- грива. Отщипываем ее по верху шеи и даем ребенку палочкой нарисовать волоски. Попону-седло можно нарисовать палочкой, а можно прилепить сверху лепешку. И можно уже сажать деда в седло. Не боимся крутить его руки-ноги, чтобы получше уселся и схватился за гриву -- мы для того его и лепили, чтобы мять-крутить.

  

Конечно, это взрослый способ лепки -- вытягивать ноги из целого куска. Он очень быстрый и ноги хорошо держатся, не отваливаются. Большинству детей до 5-6 лет он совершенно недоступен, да и шестилетки далеко не все могут вытянуть из куска глины хоть сколько-нибудь сносную ногу. Поэтому, чтобы ребенок сам смог слепить лошадь, нужно показать ему другой способ -- из отдельных деталей. При этом мы все-таки стараемся сразу задать общий образ, например, тем, что начинаем лепить с ног. Их можно сразу поставить на место, и фактически образ лошади уже создан -- понятно, где она, что делает и какого размера. Теперь любой кусок, который ребенок положит сверху, придется впору.

  

Тут нужно вместе с ребенком положить лошадку на бочок и хорошенько примазать все четыре ноги к туловищу. Тогда по прочности и по общности формы мы достигнем того же эффекта, что при цельнотянутой лепке. Голову ребенок может прилепить тоже на свое усмотрение.

  
 
Проследите, чтобы на ней появились уши, глаза дети обычно с удовольствием рисуют сами.



Прекрасно, с лошадью справились. Теперь займемся коровой. Это не такой привычный образ, и часто вместо коровы получается рогатый медведь. Начнем, однако, как обычно -- заготавливаем куски для головы и ног. В отличие от лошади, у коровы нет шеи. Конечно, у настоящей коровы шея ничуть не меньше лошадиной, потому что она точно также достает ею до земли, не сгибая ног. Но она никогда не поднимает голову вверх, поэтому обобщенный образ у нас в сознании именно такой -- без шеи. Значит, на голову даем поменьше глины. Ноги тоже у нее невелики, зато пузо нужно заложить достаточного размера.

  

Если соблюсти пропорции ног, живота и головы, то после добавления рогов корова получается как живая. Чтобы еще добавить жизни, можно вспомнить, что у коровы провисшая спина, она как бы висит на костях бедер и лопаток.

  

Если, наоборот, добавить массы в спине и холке, и чуть поднять голову, то получится бык. Ну а корову можно тут же подоить, подставив под вымя миску.

  

Молочком напоим Жучку, а корову уложим отдыхать. Не бойтесь мять ноги и другие части тела. Ведь именно для этого вы их и делали. Если нужно будет опять поставить ее на ноги -- отличный повод еще раз поучиться быстро вытягивать и выравнивать ноги.



Какая же ферма без свиньи. Свинья поменьше коровы, но соотношение масс у нее примерно то же -- короткая голова и ноги, толстое брюхо. Чтобы не возникало вопросов идентификации, сразу делаем ей пятачок.

  

Потом можно повспоминать, какие у свиньи уши (длинные и широкие), и прилепить неизменный хвост крючком (хотя у реальных свиней он вовсе не всегда завернут колечком, просто они им постоянно вертят).



Ну, теперь нам ничего не стоит добавить на ферму овечку (точнее, барашка -- рога). У нее можно вообще почти не давать глины на голову, но ноги должны быть вытянуты ближе к середине туловища -- и передние, и задние. Рисуем на морде глаза и прилепляем сбоку две улитки, которые сразу же становятся рогами.

  

Нарисовать палочкой шерсть можно предоставить ребенку.



Ну вот и все. Теперь можно идти сажать и косить сено, овощи, строить заборчики, кататься на лошади и заниматься другими приятными деревенскими делами.




больше похоже на маленькие кусочки говна
Зато весело и легко. Да и не похоже вовсе,похоже на глиняные незатейливые фигурки, чем, собственно, эти штуки и являются
обидеть художника... У вас наверное просто детей нет.
При чем тут дети? Это же не они, пардон, налепили?
Лично я за превивание вышеупомянутой эстетики с раннего детства. И мне такие игрушки было бы просто стыдно давать своим детям. Имхо, не умеешь - попроси сделать того, кто умеет. Или научись.
Зачем это "быстро, неаккуратно, но понятно", какой в этом смысл??
Хочется лепить с детьми - есть пластилин. А это же в итоге пойдет под обжиг. То есть этот ужас так и останется в качестве бюджетного варианта детских игрушек. И сделанных не детьми, а для детей!
Имхо, дети должны тянуться за родителями, восхищаться ими, перенимать у них, в т.ч. и представление о красоте.

Простите, никак не могу вывести из истерики своего внутреннего художника :)
Да, а если на Человечество посмотреть из космоса, то оно больше похоже на плесень
Блин))) Уважаю и люблю участников МК за труд, бескорыстие и поточенное им время. Но... Тут трудно не согласиться :)

Вот странно, помню себя в детстве, мне была важна эстетика того, с чем я играю. Я уже в раннем детстве, думаю, что как и все дети, умела различать и понимать красоту. Что правда не мешало представлять принцесс на месте карандашей с наколотыми на них бумажками)
А почему же дети с радостью играют сделанными ими самими ужасными и вообще ни на что не похожими игрушками? Как-то эстетика их не волнует.
Если родители стоят на недостижимой - с детской точки зрения высоте- детям не захочется её достигать - они же понимают, что ничего не выйдет. А для 3-4-летних детей слепить вот такие игрушки самим - это отличный результат. Обычно бывает гораздо хуже.
Тут вроде родители лепят или я что-то не так поняла?
Есть прекрасные мастер-классы по лепке, книги, сканы которых можно найти в сети. Там с азов, с элементарного, учат делать простые и красивые вещи. Почему бы не почитать их? Заодно прививая детям эстетику и вкус? И обжигать, и увекаовечивать такое не стыдно.
А опускаться до уровня ребенка, ну давайте рисавать каляки-маляки, ползать на четвереньках, есть руками и говорить, коверкая слова. Вы станете несомненно ближе к ребенку, но какой в этом смысл? Для этого сверстники существуют, разве нет?
Потом. Где в МК написано что это для детей 3-4 лет? А не 16-и, например? Там вообще о детях очень мало ("доверьте рисовать полосочки"). А подход "слеплю по-быстрому что попало, все равно мелкий, ничего не поймет и все сломает" по типу "пипл хвавет" меня лично коробит :(
Если вы действительно хотите понять, то приглашаю вас в мой ЖЖ -- там подробно описаны и сами занятия, и теория, и объяснения. Вкратце --

это НЕ под обжиг. В мк написано вскользь, что все это почти сразу же ломается в процессе игры, а то, что остается, я после занятия ломаю и переминаю обратно глину.

такая лепка развивает не эстетику, а способность свободно играть, переживать свои образы и эмоции, развивает мелкую моторику, пространственное воображение, общение с другими детьми -- все, что угодно, кроме эстетики. более того,

в этом возрасте (да вы угадали, это 3-6 лет, а не 16) ребенок взрослую эстетику вообще "не ловит". Все пособия, книги, занятия по красивой лепке я считаю бесполезными или вредными. Аргументировать сейчас не буду -- много написал в ЖЖ, да и психологи достаточно про это написали.

Если взрослый лепит очень красиво, это воспитывает не эстетику в ребенке, а неуверенность в своих силах. Ребенок учится только путем подражания, больше никак. Если взрослый лепит примерно на уровне ребенка, ребенок может подражать ему и научиться лепить так же. Красивее он в этом возрасте не сможет в любом случае.

Кажется пока все. Если есть еще вопросы, почитайте, пожалуйста, мой жж.


Благодарю за приглашение, мне действительно интересно разобраться. И спасибо за адекватную реакцию :)
Я, собственно, часто получаю критику такого рода. Именно поэтому и стараюсь рассказывать о своих играх с глиной, чтобы люди как-то осознавали психологический смысл детского творчества.

Так что хорошо, что вы подняли эту тему.

В ЖЖ пригласил, а там столько всего понаписано -- конкретно про лепку так просто и не найти. Нажмите на теги "детские работы", "лепка из глины" и "о творчестве", там собрано много про глину.
Ага, я уже разобралась, к тому же нашла у Вас еще много интересного. Основную идею я вроде уловила (еще буду читать) и это напомнило мне, как я начала учиться рисованию, вернее продолжила спустя 20 лет после детства. В тот урок мы учились не бояться красок и рисовали все что в голову придет без каких-либо ограничений. Я даже испытала легкий катарсис в итоге, и это осталось в памяти лучшим занятием :)

Извините меня за излишнюю эмоциональность. А в качестве совета (если позволите) я бы порекомендовала Вам четче описывать задачи мастер-класса, для тех, кто не читал Ваши предыдущие посты - это избавит в дальнейшем от большого процента недопонимания.
А мне кажется, что очень мило! Спасибо. Вот так просто можно создать сказку для ребенка.
Это прекрасный мастеркласс. Как раз для таких взрослых (типа меня), для которых сама мысль о том, чтобы самостоятельно слепить лошадь, кажется устрашающей :) А тут всё понятно.
А если из пластилина, то так же можно практически в мультики играть!
Большое спасибо за мастер класс. Это касс!
спасибо за прекрасный мастер-класс! С вашего позволения, даже дам на него ссылку в своем журнале: главное не бояться сделать первый шаг, а ведь многие именно боятся, что чего-то не получится, ударишь в грязь лицом перед своими детьми, и оттого не рисуют и не лепят.
Здорово, мне, как полнейшему чайнику в лепке, даже не приходила в голову мысль, о том, что части тела можно вытягивать- теперь буду гордо заявлять, что это взрослый способ )))
Спасибо! Интересный мастер-класс.
Мне очень понравились Ваши симпатичные животные:)
Спасибо. Обязательно попробую с пятилетней дочкой.
Спасибо! Мне очень понравилось - целый маленький мир из глины. Для деток просто чудесно
Какая прелесть! Обязательно попробую с ребёнком.