Алексей Лельчук (alelchuk) wrote in master_klass,
Алексей Лельчук
alelchuk
master_klass

Category:

Глиняные игрушки для игры

Хорошо ребенку, если родители умеют рисовать и лепить! А если нет? На самом деле, такого не может быть, потому что на уровне ребенка умеет рисовать и лепить каждый взрослый. По крайней мере, может научиться. Главное -- понять, что лепим и рисуем мы не для эстетического результата, а для игры, для переживания чувств и ситуаций. Рисуем и лепим быстро, неаккуратно, но понятно.

Два года назад, примерно в это же время года, я выложил в этом сообществе и своем журнале несколько мастер-классов по лепке бревенчатого дома, его жителей, дерева с обитателями, Винни-Пуха с Пятачком, обитателей леса, панельного дома, замка, миски и кувшина. Теперь пора писать продолжение сериала. На этот раз займемся деревенскими домашними животными. Они не привязаны ни к какой сказке, можно ведь играть просто в деревню. А можно использовать это пространство и персонажей в разных сказках, самый очевидный пример -- "Простоквашино".



Итак, лошадь, корова, свинка, овечка. Основной принцип, как и раньше -- простая обобщенная форма, которая может быть использована в любой игре. Лепим грубо, потому что (1) в игре все равно всё будет поломано, (2) ребенок не должен пугаться, что он так не сможет слепить. При этом у каждого персонажа есть несколько простых характерных черт, которые позволяют его сразу опознать.


Из предыдущих серий вы можете узнать, как я предлагаю создавать образ хозяина (человека мужеска пола) и хозяйку (любого возраста и комплекции).


  

... а также бревенчатое строение (хлев) и собачку Жучку.

 

Теперь займемся лошадью. Как обычно, обозначаем и вытягиваем куски глины в тех местах, где будет голова и четыре ноги. У лошади характерная черта -- длинная выгнутая шея, так что на голову закладываем побольше массы. Потом удлинняем ноги и выравниваем шею-голову. Добавляем хвостик по вкусу.

 

Верхнюю часть шеи заворачиваем вперед -- это голова. Она заметно сужается к носу. Делаем шею немного поэлегантнее -- убираем лишнее снизу и добавляем сверху, и вытягиваем острые уши. Зад должен быть чуть скошен назад, так лошадь меньше похожа на собаку.

  

Что уж точно сделает из любого зверя лошадь -- грива. Отщипываем ее по верху шеи и даем ребенку палочкой нарисовать волоски. Попону-седло можно нарисовать палочкой, а можно прилепить сверху лепешку. И можно уже сажать деда в седло. Не боимся крутить его руки-ноги, чтобы получше уселся и схватился за гриву -- мы для того его и лепили, чтобы мять-крутить.

  

Конечно, это взрослый способ лепки -- вытягивать ноги из целого куска. Он очень быстрый и ноги хорошо держатся, не отваливаются. Большинству детей до 5-6 лет он совершенно недоступен, да и шестилетки далеко не все могут вытянуть из куска глины хоть сколько-нибудь сносную ногу. Поэтому, чтобы ребенок сам смог слепить лошадь, нужно показать ему другой способ -- из отдельных деталей. При этом мы все-таки стараемся сразу задать общий образ, например, тем, что начинаем лепить с ног. Их можно сразу поставить на место, и фактически образ лошади уже создан -- понятно, где она, что делает и какого размера. Теперь любой кусок, который ребенок положит сверху, придется впору.

  

Тут нужно вместе с ребенком положить лошадку на бочок и хорошенько примазать все четыре ноги к туловищу. Тогда по прочности и по общности формы мы достигнем того же эффекта, что при цельнотянутой лепке. Голову ребенок может прилепить тоже на свое усмотрение.

  
 
Проследите, чтобы на ней появились уши, глаза дети обычно с удовольствием рисуют сами.



Прекрасно, с лошадью справились. Теперь займемся коровой. Это не такой привычный образ, и часто вместо коровы получается рогатый медведь. Начнем, однако, как обычно -- заготавливаем куски для головы и ног. В отличие от лошади, у коровы нет шеи. Конечно, у настоящей коровы шея ничуть не меньше лошадиной, потому что она точно также достает ею до земли, не сгибая ног. Но она никогда не поднимает голову вверх, поэтому обобщенный образ у нас в сознании именно такой -- без шеи. Значит, на голову даем поменьше глины. Ноги тоже у нее невелики, зато пузо нужно заложить достаточного размера.

  

Если соблюсти пропорции ног, живота и головы, то после добавления рогов корова получается как живая. Чтобы еще добавить жизни, можно вспомнить, что у коровы провисшая спина, она как бы висит на костях бедер и лопаток.

  

Если, наоборот, добавить массы в спине и холке, и чуть поднять голову, то получится бык. Ну а корову можно тут же подоить, подставив под вымя миску.

  

Молочком напоим Жучку, а корову уложим отдыхать. Не бойтесь мять ноги и другие части тела. Ведь именно для этого вы их и делали. Если нужно будет опять поставить ее на ноги -- отличный повод еще раз поучиться быстро вытягивать и выравнивать ноги.



Какая же ферма без свиньи. Свинья поменьше коровы, но соотношение масс у нее примерно то же -- короткая голова и ноги, толстое брюхо. Чтобы не возникало вопросов идентификации, сразу делаем ей пятачок.

  

Потом можно повспоминать, какие у свиньи уши (длинные и широкие), и прилепить неизменный хвост крючком (хотя у реальных свиней он вовсе не всегда завернут колечком, просто они им постоянно вертят).



Ну, теперь нам ничего не стоит добавить на ферму овечку (точнее, барашка -- рога). У нее можно вообще почти не давать глины на голову, но ноги должны быть вытянуты ближе к середине туловища -- и передние, и задние. Рисуем на морде глаза и прилепляем сбоку две улитки, которые сразу же становятся рогами.

  

Нарисовать палочкой шерсть можно предоставить ребенку.



Ну вот и все. Теперь можно идти сажать и косить сено, овощи, строить заборчики, кататься на лошади и заниматься другими приятными деревенскими делами.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments