Мастер - класс. Рама для зеркала. Золочение. Старение рамы.

Мы с мужем любим старинную антикварную мебель - в нашей мастеской мы ее реставрируем. Убирать следы времени с любимых вещей и давать им новую жизнь - кропотливая и долгая работа. Но в то же время, сейчас очень востребованна мебель и предметы интерьера - "под старину", искуственно состаренные вручную с помощь различных приемов и техник.
Я провожу обучающие мастер - классы по росписи мебели и предметов интерьера, консультирую по реставрации мебели,  инструментам и материалам. Моя мастерская: МО г.Пушкино. Добираться электричкой с Ярославского вокзала - 45 минут или на машине по Ярославскому шоссе. Группа 2 - 4 человека, формируется по мере поступления заявок.
И вот, поддавшись на уговоры друзей и коллег я решила открыть серию  интернет - мастер - классов по декорированию рам для зеркал, с фотографиями и пошаговыми описаниями.
В  дальнейших публикациях я буду показывать как выглядят антикварные рамы, так и рамы "под старину", а главное - рассказывать и показывать как можно декорировать резные деревянные рамы своими руками! Техники старения, золочения, патинирования и описание процесса работы - основаны на моем личном опыте!
Мастер - класс №1 Рама для зеркала. Золочение. Старение рамы.
Наши декораторские техники в этом мастер - классе будут просты, экономичны по материалам, и инструментам. Деревянную раму мы будем золотить с помощью металлизированных акриловых красок.
Материалы: акриловая краска (белая, черная) или спиротовая морилка (эбеновое дерево), акриловая краска (бронза), акриловый (водный) или полиуретановый лак - матовый или глянцевый на ваше усмотрение.
Инструменты: тканевый тампон для нанесения морилки, плоские кисти (синтетика), шлифовальная губка (брусок), чистая сухая ткань или широкая мягкая кисть для удаление пыли после шилфовки
У нас получится вот такая рама! Это копия старинной рамы.



1. Я использую заготовку -  резную древянную раму, которую наша мастерская специально выпускает для мастер - классов и декораторов.
Материал - дуб. Размер: 60 х 46 см. Заказать и купить можно здесь http://springart19.livejournal.com/73279.html 
На этой раме очень удобно учиться приемам старения. Выпуклые формы, завитки выступающие над плоскостью, углубления рамы, в которых остается патина - помогут  вам понять основные принципы  множества техник искуственного старения поверхностей.


2. Закрываем рабочую поверхность упаковочной бумагой или газетой. Грунтуем раму белой акриловой краской на водной основе. Акриловые краски на водной основе без запаха,  быстро сохнут, легко шлифуются. Ими удобно работать даже когда рядом находятся дети и животные. Акриловые краски на латексной основе НЕ применять!!!


3. Шлифуем всю поверхность шлифовальной губкой (бруском). С осторожностью - выступающие завитки!Чистой, сухой тканью или широкой, мягкой кистью удаляем с рамы пыль после шлифовки.


4. Грунтуем черной акриловой краской на водной основе.  Можно во 2 - 4 пунктах использовать грунт Гессо черного и белого цвета. Если вы начинающий декоратор, то пока особо заморачиваться на этом не обязательно. Грунты: Гессо, Левкас, Болюс пригодятся нам при золочении поталью (имитация золота, серебра).


5. Рама покрытая акриловой краской приобретает гладкую поврхность.


6. Для  данного декора рамы самый простой  и экономичный вариант -  покрытие поверхности спиртотовой морилкой. Цвет - эбеновое дерево. Но!!! Морилка имеет сильный, едкий запах. С этой морилкой я советую работать в хорошо проветриваемых помещениях, вдали от детей и животных. Или на улице, в теплое время года.


7. Так выглядит поверхность деревянной рамы после высыхания морилки. Морилка красиво подчеркивает структуру дерева, дубовые рисочки впоследствии будут красиво оттенены в технике золочения.

 

8. Приступаем к золочению. Существует множество техник золочения. Самая сложная - золочение сусальным золотом (серебром) или его имитацией - поталью. Более простые техники - золочение металлизироваными красками на нитрооснове (имеют резкий запах) или акриловыми красками (без запаха). Эти краски выпускают в тубах, баночках, аэрозольных баллончиках. Наносят методом воздушного распыления - пульверизатором (в условиях мастерской) или баллончиком (закрыв бумагой или пленкой место распыления). Также можно работать на улице в теплое время года, без ветра. 

Эффект металлического блеска золотой поверхности снижается в следующей последовательности: 
- Сусальное золото (самое яркое, огненное)
- Поталь
- Золотая краска на нитрооснове (пульверизатор, аэрозоль, кисть) 
- Золотая акриловая краска на водной основе ( аэрозоль) 
- Золотая акриловая краска на водной основе (нанесение кистью). 
Также золотой блеск краски зависит от производителя краски. Об этих техниках и материалах я еще буду рассказывать.


Нашу раму мы будем золотить с помощью металлизированных акриловых красок и синтетической плоской кисти. Разные производители дают одинаковые названия краскам имеющим разные оттенки. Вот как красиво называют различные оттенки золота: анитчное золото, золото ацтеков, золото инков, сусальное золото, бронза, медь и др. В нашем случае цвет - бронза. Техника нанесения называется - "сухая кисть".  


9. Фрагменты золочения акриловой краской. См. фото 9-12.   

В работе используем синтетическую плоскую кисть средней жесткости. Обмакиваем кисть в краску, излишки краски удаляем на газете. Почти сухой кистью наносим краску на выступающие  выпуклости  рамы и завитки, тем самым проявляя резной рельеф. Держите кисть почти параллельно поверхности и нанесите краску кончиком ворса. Поворачивайте кисть, чтобы использовать другую сторону ворса. Меняйте направление мазков. 

10. Обратите внимание, как с помощью акриловой краски проявляется структура дерева, становятся более заметны дубовые рисочки.  С помощью позолоты дубовая рама обретает стильный и дорогой вид.


11.  Неудачное нанесение краски можно исправить, стерев ее  чистой,влажной тканью. Также, после высыхания краски возомжны исправления. Неудачное место, где вы нанесли слишком много краски можно слегка затереть шлифовальной губкой. Любая шлифовка поверх акриловой краски придаст поверхности антикварный, потертый вид.

12. После  полного высыхания краски наносим акриловый или полуретановый (паркетный) лак.  Кистью, балончиком или пульверизатором, избегая затека краски в углублениях рамы. Если после лакироки блеск позолоты немного потускнел, то уже поверх лака можо нанести металлизированную акриловую краску нужного оттенка. При желании можно комбинировать несколько оттенков позолоты.


13.  Когда рама готова нам остается лишь вставить красивое зеркало, с фацетом. 

На ваше усмотрение в такую раму можно вставить картину или вышивку, с помощью небольших усовершенствований сделать ее полчкой - для хранения украшений... Про такую функциональность рамы будет отдельный мастер - класс!



В следующих мастер - классах мы с вами будем рассматривать следующие техники:
- Старение. Контрастные зототые (серебрянные) потерстости не светлом или темном базовом фоне.
- Старение. Патинирование.Светлая патина на темном фоне. Темная патина на светлом фоне. 
- Старение. Цветное патинирование.
- Золочение. Сусальное золото, серебро или поталь (имитация).
- Старение.Патинироване по потали
- Комбинированные техники

© 2012 Наталья Строганова 

P.S. Копирование этого материала разрешается только с указанием  прямой ссылки на источник. 


изумительно получилось
по первой фотографии сперва подумала что рама литая : )
Спасибо! Золотая краска дает металлически отблеск.
выглядит как металлические предметы, потемневшие от времени, но блестящие там, где за них часто берутся руками. Красивый эффект
Реставрация это уже сложнее. МК не делала, показывала только процесс работы над старой вещью. которую мы с мужем реставрировали, а затем я расписывала. Есть примеры некоторых работ как из старья конфетку сделали. Может по ним будет что-то понятно http://springart19.livejournal.com/25679.html#cutid1 или http://springart19.livejournal.com/30372.html Этот пожалуй, основательнее, там картинок больше http://www.livemaster.ru/topic/73847-rospis-mebeli-restavratsiya-vdohnovenie?vr=1&inside=1
Спасибо! Всегда любила состаренные рамочки, а тут еще столько новых слов :)
Извините за жестокий оффтоп, но рискну спросить: можно ли в домашних условиях как-то замаскировать мелкие царапины на мебели? Темный ореховый шпон, очень тонкий, полублестящий лак, чуть задеть - сразу светлая царапина, чертовски некрасиво. Кто-то советовал грецким орехом потереть, но боюсь вконец испортить :)
Продаются наборы цветного воска для реставрации. Есть маленькие коробочки, есть довольно большие чемоданчики реставратора - множественные оттенки. Воск расплавляется паяльником и по капельке аккуратно затирается в трещины. Но это только теория. Чтобы дать действительно практичный совет мебель нужно видеть.
Спасибо! Мне такого совета как раз более чем достаточно: масштабы трагедии пока явно не таковы, чтобы искать мастера и тащить к нему тяжеленный неразборный шкаф :)
Буду искать цветной воск.
Полазила по вашему жж :) У Вас и Вашего мужа золотые руки! Шикарная мебель и картины!
спасибо!очень интересно.отправлю в мемориз, надеюсь как-нибудь попробовать
Спасибо,отличный мастер-класс! С удовольствием буду ожидать патинирование темное на светлом.
Так здорово!Очень-очень!Спасибо! :)
Очень понравился МК. Как я все это люблю!!
У Вас прекрасные работы и отличный МК!
Тоже жду с нетерпением продолжения, очень интересная тема!
С огромным удовольствием посмотрела все Ваши работы, здесь и на ливмастере. Спасибо за созданную красоту! Жаль, что вы не проводите краткие курсы по живописи, у меня есть потребность и желание расписывать малые формы типа шкатулок и деревянных браслетов. А еще очень приятно, что в сети можно найти талантливых земляков))
Спасибо большое:))) Провожу краткие курсы по росписи: и однодневные (8 часов), и более продолжительные (20- 30 часов). Обучившись технике мазкового письма вы можете расписывать что угодно: и шкатулки, и мебель, и стены. Просто будете работать кистями разного размера - техника остается той же. Я, например, сейчас "ухожу" в более живописные, многослойные техники в своих новых работах. Но это более долгий и трудоемкий путь, по сравнению с однослойной росписью One Stroke - которую даю на однодневном курсе.
С расписанием и программой моих занятий можно ознакомиться здесь http://www.livemaster.ru/springart19/workshop?ctype=4&inside=1
Все оооочень понравилось, супер. Родился вопрос, возможно глупый. У меня есть рама с зеркалом (200х90 см), если ее так обработать, будет эффект, или на гладком дереве это не будет так "играть", эта методика не будет работать?
Спасибо! Почему не будет работать? Просто не будет видно фактуры дерева. У вас получится гладкая черная рама с позолотой. Кто сказал что это плохо? Это будет по - другому. В любом случае надо пробовать и экспериментировать с любыми поверхностями. Перед работой свою раму обязательно матируйте шлифовальной мелкозернистой губкой:))
Спасибо Вам огромное за подробное описание процесса. Очень ценно, полезно, СПАСИБО !!!