Привет всем, мои хорошие! )))
Я под впечатлением. И этим впечатлением сейчас и буду делиться.
Было ли у вас когда-нибудь ощущение, что вы это уже видели? И сейчас ЭТО вам кажется настолько примитивным, что даже ума не приложите, почему кому-то другому пришла идея НАПИСАТЬ ПРО это или СДЕЛАТЬ это. И идея эта пользуется такой бешеной популярностью, что прям даже стыдно за автора: ну как он может зарабатывать деньги на такой простой, такой очевидной и такой ВАШЕЙ идее... Или вот вы столько лет вынашивали ее в себе, но почему-то не догадались выплеснуть на бумагу, на всеобщее обозрение, на растерзание, а холили и лелеяли, а, временами, даже стеснялись ее... А тут нашелся — не постеснялся... Почему? О, да тут есть где разгуляться психологам и психотерапевтам, но причина зачастую одна: вы не умели, вас не научили, вам неоткуда было учиться делать по другому.
...Мне примерно пять лет. Комната залита ярким солнечным светом, и я рисую. Перейдя от первых бессознательных каракуль, рисую первых сознательных в своей жизни головоногов. Все, как полагается. Нет, сначала не как полагается, потому что у меня был головоног папа и головоног мама. С примитивно изображенными первичными половыми признаками. Голые головоноги.
Все предугадали реакцию мамы, находящуюся рядом со мной? Ну-ка, ну-ка, вспомните, как часто вам родители (в любом возрасте!) позволяли изображать НЕобщественное, СВОЕ, краснеющее за вас щеками? Да никогда! А кому это позволялось, в того сейчас тычут пальцами и говорят: конечно, он гений, так как ему в его сопливом детстве все позволялось. Все-все. Все-превсе. И даже рисовать голых людей. В пять лет. И все равно это неправильно! Лучше я буду не гением, а просто ПРИЛИЧНЫМ человеком.
Ну так вот: реакция мамы тоже была приличной: нет, НЕТ. И НЕТ! Так нормальные люди не выглядят. Нормальные люди ходят в шортиках-штанишках (кто не догадался, это папы), и в платьицах (понятно — мамы), и между ногами у них плавная линия одежды, а не что-то там ЕЩЕ. ...Через час я уже бодро рисовала правильные шортики и подходила к маме для одобрения и похвалы.
Не буду рассуждать, куда могли бы завести меня рисунки голых людей в столь юном и ранимом возрасте, не вмешайся так «своевременно» мама. Марать бумагу я после этого не перестала, но с тех пор, сколько помню себя, я умела только хорошо СРИСОВЫВАТЬ, повторять и воспроизводить. Но не научилась делать главного. ТВОРИТЬ. По-настоящему, без стеснения, без оглядки.
Рождение ребенка начало потихоньку ставить все на свои места, и мне пришлось заново открывать в себе каракули, голых головоногов и предпринимать робкие попытки освободиться от рамок. Это трудно. Очень. Я перфекционист ведь махровый. Но я стараюсь. И, видимо, иногда неплохо получается, когда мне приходят сообщения от людей, которые пишут: «Как просто, и как здорово! А ведь я так еще в детстве рисовал, но забыл».
А потом мне попадаются на пути книги, про которые часто слышишь: «Вот примитивизм, а ведь супер!» и «Эх, попадись мне эта книга в детстве...». И ведь я на самом деле понимаю, что да - иногда в нашей жизни нужны такие книги. Не жить по книгам, не копировать их, а созерцать их, давая волю фантазии, а творить по ним, пытаясь докопаться до своей подкорки, пробить эту черепушечную броню и высвободиться наконец, не загоняя себя в рамки. Кто сказал, ну объясните, кто придумал, что каракули это плохо? Что кривые детские рисунки - это ужас и "из него великий художник точно не вырастет" и "я так и не научился за свою жизнь даже солнце нормально рисовать, чего ж хотеть от него". Нет? Не говорите? Значит думаете! Кто сказал, что головоноги в три года должны быть похожи на Мону Лизу Леонардо? А солнце должно быть похоже на солнце? А взрослые дядьки, которые издают книги с несерьезными рисунками, глядя на которые вы понимаете, что когда-то вы ведь тоже так калякали? И так думали. И так хотели. Только забыли. Не забывайте!
Мне пришло много сообщений после неОБЫЧНОГО рисования, где в каракулях нужно было искать образ. Для многих это оказалось проблемой. Человек не видит, он привязан к осязаемым вещам, к обыденности. И даже если находит, желает, чтобы это что-то получилось необыкновенно прекрасным. Но наша цель — не видимое прекрасное, а то, что у нас внутри. Сложно? Не сомневаюсь.
Нарисуйте тогда обыденность, начните с нее. И придумайте ей... сказку! Начните с простейшего. Возьмите фломастер-ручку-карандаш, поставьте закорючку на листке бумаги, или человечка, или палец, а потом вот так ррраз- и придумайте для него... задание. Что это? Что оно может сделать? Что с ним можно сделать? Об этом элементарном занятии почему-то многие не помнят. Почему-то считают своим долгом вот так сесть — и в тридцать лет нарисовать Мону. Лизу. Даже лучше, чем у Леонардо. И при этом никогда, даже в детстве, не покалякав предварительно.
Ну вот...Что он может сделать? Палец этот? Постучать по столу — рисуйте стол. Согнуться — рисуйте его таким. Порезаться, покрутить у виска, погладить мороженое, потрогать воздух, посинеть, стать горячим, прочертить линию, дотронуться до носа, светиться в темноте, держать, нажимать, выгибаться, стучать, мокнуть, дергать, прикасаться к губам, протыкать снег, сцарапывать штукатурку, нервничать... Это игра. Это все ваши серые клеточки. Это - ваш внутренний мир.
Это как хокку — два слова, а уже потрясающий стих с глубоким смыслом. Кто не умеет писать стихи — начните с хокку. Кто не умеет творить — начните с листьев. Кто не умеет фантазировать — прочтите этот пост еще раз ))))
Если сложно рисовать и придумывать самим — есть еще более простой вариант. Вернее — автор. Еще вернее — его книги. Таро Гоми — известнейший давным давно во всем мире японец с безумным успехом и сознанием ребенка, за книгами которого гоняются по амазонам уже десятки лет некоторые продвинутые русскоязычные родители. Помните, писала в начале моего затянувшегося опуса, что есть такие дядьки (тетеньки попадаются реже), реализовавшие ваши детские идеи? Ну вот, он из этих. Талантливых. Хотя смотришь на рисунки и думаешь: бред какой-то. Все так просто. Но это вы так думаете, потому что завидуете ))) А дети — они не под стать вам, им дай такую книгу в руки — забудут мать и отца родных.
Поэтому вот вам еще один вариант неОБЫЧНОГО рисования.
Вернее, вариантов несколько, но все это вариации одного варианта )))):
Вариант А. Рисуете первое, что приходит в голову и выдумываете задание для него (пример с пальцем).
Вариант Б. Путем поступательного пририсовывания к первоначальной заготовке различных элементов, превращаем, например, кружок сначала в божью коровку, затем коровку - в бабочку, а бабочку - в прыщавого подростка :))) Помните, как в Уроке рисования ПриМы-Курска? Мне это казалось высшим пилотажем, пока моя трехлетка не сделала из волн лист дерева, из листа — окно, окно затем превратилось в воздушный шар, который в свою очередь стал грызуном (в интерпретации ребенка — кошка). Вся эта трансформация осуществилась буквально в считанные секунды — я даже не успела зафотографировать поэтапность.
Вариант С. От бразильской школы дизайна. Перекликается с вариантом А, только это еще больше берет штурмом ваш мозг: из множества абсолютно одинаковых элементов надо придумать множество различных вещей и ситуаций, где их можно было бы использовать. Распечатайте себе на листке, а то и на стену сделайте огромный постер: и каждый день по рисунку. Одного листа на пару месяцев хватит. У кого больше, а? Невероятно сложное задание, хочу вам сказать. У меня после получасового скрипения мозгами получилось всего ничего, и то три варианта подсказала трехлетняя дочка, хотя поначалу казалось, что задание — проще простого. У мужа — с воображением получше, хоть он и физик (что тоже является еще одним стереотипом, наверное :): ну типа физики стереотипно должны быть исключительно логичны).


при нажатии на картинку откроется больший формат.


при нажатии на картинку откроется больший формат.
А еще, ребята, вспоминайте, какими вы были в детстве! И учите этому своих детей. Не забывайте его. Детство. Дайте психотерапевтам передышку )))))))
П.С. Кто дочитал до конца — плюсик в творческую карму! И да пребудет с вами ТАЛАНТ!